15.07.2023 05:07, Дом Бака. Галерея историй
Редкая удача найти новые подробности о первом хозяине нашего дома, Юлиане Борисовиче Баке.
Случилось это благодаря руководителю Еврейского общинного центра, Александру Станиславовичу Френкелю, который перевел воспоминания Саула Гинзбурга «Amolike Peterburg», опубликованные на идише, в 1944 году, в Нью-Йорке (очень редкое издание). Там читаем:
«Необычайно драматичной была кончина этого замечательного общественного деятеля и человека. В связи с общими финансовыми трудностями в России, положение Бака в 1908 году ухудшилось. Его дела получили слишком широкий размах, он оказался ограничен в денежных средствах и стоял на краю банкротства (как выяснилось позже, это было лишь временным положением, состояние его было еще достаточно велико). Бак обратился к некоему директору крупного петербургского банка, еврею, чтобы тот помог ему соответствующим кредитом, и предложил надлежащие гарантии. Но тот не удовлетворил эту просьбу. Бак впал в отчаяние и свел счеты с жизнью. Ему не было еще и полных 48 лет.
В пасмурный, сырой апрельский день 1908 года Петербург провожал его в последний путь. Он был необычайно любим и уважаем – и евреями, и русской интеллигенцией. Похороны были очень трогательны. Тысячи людей пришли отдать ему последние почести. Присутствовал и проявивший черствость директор банка. Сам собой вспоминался похожий трагический случай, произошедший в Петербурге за двадцать лет до того. Известный подрядчик Абрам Варшавский, очень популярный в Петербурге, в трудную минуту обратился за денежным кредитом к своему свату, миллионеру Самуилу Полякову, но получил отказ. Варшавский не смог перенести это и повесился. На его похоронах Поляков был настолько взволнован, что там же на месте умер от сердечного приступа.
На кладбище возле меня стоял знакомый инженер, школьный товарищ Бака и его близкий друг. Кивая на хмурого директора банка, он все время шептал мне: «Ну, когда с ним произойдет, как тогда с Поляковым? Когда уже это случится?»
Но, как оказалось, директор банка, отказавший в помощи нашему Юлиану Борисовичу, обладал более крепкими нервами и сильным сердцем, чем Поляков.
#домбака #юлианбак #банкир #банковскоедело #банкипетербурга #историядома #кирочная24 #еврейскийобщинныйцентр