02.06.2017 15:43, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Сергей Никоненко снова порадовал статьей о нашем доме. Как всегда, интересно и свежо.
#кирочная24 #домбака #любимыйдом #спб #доходныедома#модерн #воздушныегалереи #витражи #мраморныеподоконники #друзьядома #НеизвестныйПетербург


Мансарды доходного дома Бака (Кирочная ул., 24; арх. Б. Гиршович, 1904).
Петербург, конечно, не Париж, но многие старинные дома имеют мансарды. Появление мансард, начиная с 1890-х годов, было обусловлено двумя факторами. Во-первых, мансардный этаж дешевле и легче, чем каменный. Во-вторых, мансардный этаж не подпадал под ограничения высотного регламента. Это очень важно, поскольку в старом Петербурге было запрещено строить дома выше Зимнего дворца.
Дом Бака тоже достиг предельной высоты, и Гиршович мог надстроить дополнительный этаж только за счет мансарды.
В наше время, как справедливо отмечают, мансарды обычно уродуют облик домов, искажая пропорции и вторгаясь диссонансом в городскую застройку. Архитектура мансард, увы, деградировала.
В первом десятилетии ХХ века, наоборот, были сооружены великолепные мансарды, представляющие значительную архитектурную ценность. Гиршович - опытный мастер и тонкий декоратор. Он создает мансарду так, что она кажется совершенно неотделимой от облика дома.
На фото мы видим мансарду со двора и кровлю висячей галереи. Кровля дома решена с переломом, во "французской" манере, свойственной петербургскому необарокко. В скат кровли впаяны окна, эффектно отделанные жестяными наличниками. Интересно и эстетично завершение ризалита парадной лестницы, которое наверху воспринимается как башня-донжон. Также обратите внимание на то, что на крыше присутствуют два световых "фонаря" (ныне остеклен только один), позволяющие усилить освещенность коридора. Фонари вступают во взаимодействие с башней парадной, мансардными окнами и печными трубами, которые также играют определенную роль в создании силуэта здания. Гиршович учел и утилитарный аспект, придав мансарде такую форму, чтобы вода легко скатывалась с нее, а снег и лед особо не скапливались.
Отметим сложную, но гармоничную пространственную перекличку мансарды и сплошных лоджий нижних квартир. Можно допустить, что Гиршович успешно решил все функциональные задачи по строительству мансарды и придал ей подчеркнуто романтичный облик, вполне достойный быть завершением этого прекрасного дома-памятника. К счастью, мансарды дома Бака дошли до нас без существенных переделок.