15.11.2017 12:04, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект
Сергей Никоненко о витражах дома Бака.
Небольшая деталь: витраж на первой фотографии хотели снять сотрудники ЖКС-1 и уже, как говорят соседи, послышался звон стекла. Но это и спасло. "Да тут... меняю на новое стекло" - произнес "рабочий", прежде чем убежать от соседей, настроенных очень серьезно.
На данный момент все витражи описаны в экспертизе, проведенной по заказу КГИОП, и отнесены к предметам охраны.
#Кирочная24 #домБака #воздушныегалереи #спб #Петербург #галереяисторий #любимыйдом #витражи #неизвестныйПетербург


Витражи доходного дома Ю. Бака. Кирочная ул., 24. Арх. Б. Гиршович (1904-1905). Разбор стиля.
В парадных доходного дома Бака сохранились уникальные витражи с редчайшим рисунком. Витражи такого стиля находятся всего лишь в двух домах города.
Для начала опишем представленные в публикации фото. Первое фото сделано автором в 2002 г. на пленочный аппарат. Витраж находится в левой парадной. Мы видим не только витражное заполнение фрамуги, но и частично уцелевшие части в боковых створках, что само по себе большая редкость.
На остальных фото витражи правой парадной с галереями. Здесь витражи сохранились лишь во фрамугах, но представлены в большом разнообразии. Эти витражи были отмыты волонтерами на акции "Отмоем дом Бака", устроенной в апреле 2017 г. группой жильцов дома "Кирочная 24". Подробности: https://vk.com/feed?q=%23%D0%9E%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0§ion=search
Уникальными витражами, сделанными по рисункам Гиршовича на заводе Франка исключительно для этого дома, восхищается любой посетитель дома. Это одно из чудес нашего города, которое нужно хотя бы раз увидеть.
Обратимся к стилевой основе витражей, которая пока изучена недостаточно.
Витражи можно считать одним из первых примеров направления модернизированное необарокко, которое зарождается в модерне и достигает наивысшего расцвета в период неоклассицизма.
В стиле модернизированного необарокко работали такие известные зодчие, как Шауб, Ван-дер-Гюхт, Претро, Резвый, Дмитриев, Ильин, Шишко, Зазерский, Вейс и др. Гиршович, начиная это направление, пришел к нему через основательную подготовку у мастеров, которые знали еще великих зодчих-представителей необарокко середины XIX в., таких как Боссе, Штакеншнейдер, Монигетти и др.
Для барокко характерен декор, который строится вокруг картушей, увитых стилизованными растительными формами, лентами, венками.
Как классическое барокко, так и необарокко отличаются пышным, репрезентативным лепным декором. Однако возможности лепнины таковы, что она, как правило. окрашивается в один цвет (обычно светлый), и к основному тону можно добавить лишь позолоту.
Витражное искусство преодолевает монохромность лепнины и раскрывает барочный декор в новом полихромном виде, когда в композиции присутствуют разные цвета основного акцента, растительного обрамления и фона.
Гиршович в рисунках витражей взял за основу барокко, но придал ему согласованность в общим эклектическим убранством лестницы, а также сочность, красочность и живописность модерна. Получился оригинальный и удачный синтез трех разных направлений в искусстве.
Главный цвет в витражах принадлежит основной детали. Это либо картуш, либо стилизованный цветок лилии. Ярко-голубой, алый, фиолетовый и другие цвета подчеркивают доминирующее положение декора в композиции.
Для необарокко характерен более утонченный и измельченный декор, нежели для классического барокко. Поэтому Гиршович обрамляет картуши и лилии стилизованными стеблями, выделенными контрастными оттенками желтых тонов. Стебли и листья обрамляют основной декор, образуя свободную, живописную, но всегда симметричную композицию. Однако симметрия и рациональность видятся не сразу; первое впечатление принадлежит искусству: рождается ощущение прекрасного сплетения, изящных изгибов, которые столь прихотливы и сложны, что за ними сложно уследить.
Наконец, третий цвет витражей (он разнообразен) - это цвет фонового заполнения. Это приглушенные тона. Они играют второстепенную роль. Но фон для картушей и растительных форм по-своему сложен. Он разбит свинцовыми пластинами на различные криволинейные сегменты, обрамленными желтыми стеблями и листьями.
Витражи заливают лестницу волшебным цветом сочных оттенков и тонов. Они словно приобрели вторую жизнь и засияли после отмывки.
Добавим, что витражи задуманы в гармонии с другими элементами декора парадной: с барочными перилами, лепниной и декором дверей в стиле рококо, с метлахской плиткой полов, контрастирующей с декором своей подчеркнутой строгостью.
По своей уникальности, сложности исполнения, несомненному авторству зодчего здания, художественным достоинствам витражи дома Бака могут быть признаны объектом музейного значения и служить основанием для перевода здания в статус памятника федерального значения.