17.02.2018 03:03, Галина Сухарева
В своих Воспоминаниях житель квартиры номер три нашего дома Михаил Леонтьевич Кресин пишет о дореволюционных кинематографических фирмах: "они в своих хрониках показывали то, что им хотелось показать и скрывали то, что им хотелось скрыть от народа". Какие замечательные всегда у всех намерения, а реальность....
Взять хотя бы первый советский фильм, выпущенный Петроградским кинематографическим комитетом в 1918 году (будущий "Ленфильм"), "Уплотнение", в создании которого принимал участие Михаил Леонтьевич, а одним из авторов сценария был сам Луначарский. Тема - вполне актуальная. 1 марта 1918 года принят Декрет Петросовета о " О вселении семейств красноармейцев и безработных рабочих в квартиры буржуазии и о нормировке жилищных помещений" Ленин писал : " Богатой квартирой считается....всякая квартира, в которой число комнат равняется или превышает число душ населения, постоянно проживающего в этой квартире" - то есть большинство квартир в нашем доме явно попадало под это определение.
"В некоторых районах в 1918-19 гг были организованы переписи уплотняемых квартир, Жилотделами составлялись так называемые "Опросные листы", в которых в процессе конфискации квартир в пользу рабочей власти заносились сведения о размере квартиры, о владельцах...также описывалась обстановка квартиры, которая, тоже, конфисковывалась в пользу будущих заселенцев - реквизировали мебель, и другую утварь, продукты, деньги, одежду" (из книги История квартирного вопроса в России или коммуналки навсегда" Юрия Кружнова).
Вот бы найти эти документы по нашему дому в архивах........... В фильме уплотнение случилось с семьей профессора Хрустина. В начале они были совсем не в восторге от вторжения в свое жилище пролетарского элемента, но, о, чудо! - присмотревшись к ним поближе, свои взгляды изменили, а сын его еще и влюбился в дочь заселившихся. Как мило, но вот верится с трудом, товарищ Кресин....
Без документов сложно делать выводы, но при просмотре телефонных книг создается впечатление, что в наш дом охотно переезжали в процессе уплотнения огромных многокомнатных квартир представители новой научно-технической интеллигенции, ученые. Видимо, привлекательность дома поддерживала его статус и после революции. Одной из причин может быть и то, что " рабочий элемент не торопился въезжать в богатые квартиры....было немало случаев, когда властям приходилось агитировать за переезд...дело было в том, что переезд в барские комнаты сулил бывшему дворнику или служанке, а тем более рабочему человеку, прежде всего - психологический дискомфорт - большие пространства, незнакомые вещи, оборудование, с которым не знаешь, как обращаться, сожительство с людьми, чуждыми тебе по социальному и психическому укладу...Большинство же рабочих не устраивал центр города и потому, что было далеко добираться до заводов, которые обычно были на окраинах" (Юрий Кружнов "История квартирного...").
Мы знаем только о нескольких дореволюционных жителях дома, которые продолжили тут жить после 1917. Одному из них, крупному ученому Сергею Михайловичу Лукьянову (служившему в тч и Обер-Прокурором Синода) удавалось сохранить свою квартиру номер 30 от уплотнения до середины 30х гг, но такие случаи явно были единичными.
https://www.youtube.com/watch?v=v3wagrEMyFw
#Кирочная24 #домБака #воздушныегалереи #СПб #Петербург #галереяисторий #любимыйдом

Уплотнение (фильм, 1918г.)
Режиссеры: Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов Сценарий: Анатолий Луначарский, Александр Пантелеев Оператор: Владимир Лемке В ролях: Иван Лерский, Дмитрий Лещенко, А. В. Луначарский (в первых кадрах в роли самого себя) Премьера в России 07.11.1918 Продолжительность:57 минут Производство: Петроградский комитет 1919 год. В порядке уплотнения в одну из комнат профессора переселяют из сырого подвала рабочего с дочерью. Квартиру начинают посещать рабочие завода. Гостей становится все больше и